Признание Россией ДНР и ЛНР вызвало вполне ожидаемую реакцию. Практически сразу же было объявлено о введении санкций и зазвучали угрозы о том, что российскую экономику ждут большие потрясения из-за устоявшегося санкционного режима. Но насколько обоснованы такие действия с точки зрения международного права?
Санкции за признание
Признание или непризнание вновь появившегося государства с точки зрения международного права не может быть “правильным” или “неправильным”. Тем более оно не может служить официально подтвержденным поводом для какого-либо наказания. Это право государства как субъекта международной политики.
В международном праве не существует определенного порядка действий, единых для всего мира. Процесс должен регулироваться международно-правовыми обычаями, резолюциями международных организаций и односторонними актами государств, выступающими в роли признающих.
В таком случае необходимо обращаться к международной практике, в которой применяются две теории:
- первая — декларативная, по которой создание нового государства связано только с заявлением, в котором декларируется его появление, а международное признание служит только констатацией факта;
- вторая — конститутивная, предполагает, что субъектом международного права государство становится после того, как получит признание от других стран, при этом их количество не имеет какого-либо значения, без этого его не существует юридически.
Согласно любого варианта, существование республик Донбасса — свершившийся факт. Российское (и других стран) признание дает возможность ДНР-ЛНР открывает для них возможность участия в международных отношениях. Поэтому санкции и вообще любые иные претензии к России не основываются на правовых документах, а становятся всего лишь инструментом давления.
Права республик
После признания Россией обе республики получают возможность участвовать в сотрудничестве на межгосударственном уровне. В том числе они могут заключать любые договоры, вступать в союзы, в том числе и военные, обращаться за помощью, устанавливать дипломатические отношения и т.д.
В чем будут обвинять Россию
Страны, высказавшие недовольство или протест в связи с подписанием президентом Указа о признании ДНР и ЛНР, будут называть три международных документа, которые Россия якобы нарушила:
- Хельсинкский заключительный акт от 1975 г.;
- Будапештский меморандум от 1994 г.;
- Минские соглашения 2014-2015 г.
Между тем это также неверно. Россия формально и с точки зрения права не нарушала ни одного из этих документов и не отказывалась от их выполнения.
Хельсинкский акт
Согласно подписанного 35 государствами в 1975 году документа, страны должны воздерживаться от актов “военного или политического, экономического или другого принуждения, направленного на то, чтобы подчинить своим собственным интересам осуществление другим государством-участником прав, присущих его суверенитету, и таким образом обеспечить себе преимущества любого рода.” Однако он никак не относится к ситуациям с внутренними конфликтами, результатом которых и стало появление республик.
Между тем, Соединенные Штаты Америки неоднократно нарушали вышеупомянутый акт, используя как военные, так и экономические рычаги давления для принятия выгодных для себя решений.
Будапештский меморандум
Был подписан Украиной, Россией, США и Великобританией. Страны-подписанты гарантировали Украине безопасность за обязательства по отказу от ядерного вооружения. Однако, во-первых, этот документ не был ратифицирован ни одной из сторон, поэтому может считаться всего лишь декларацией. Во-вторых, так как в нем шла речь именно о ядерном разоружении, а подписывали его “ядерные” страны (за исключением Франции и Китая, у которых на тот момент уже было такое оружие), то и касается он гарантий именно ядерной безопасности. И, в-третьих, ни одна из сторон не брала на себя обязательства по вмешательству во внутренние дела Украины в случае внутреннего конфликта.
Минские соглашения
Юридически признание республик никак не говорит о том, что Москва выходит из Минских соглашений или их нарушает. Прежде всего, в соглашениях нет прописанной возможности выхода, а Россия не является стороной конфликта и договора, она выступает как гарант выполнения. Более того, именно признание Донбасса более всего способно повлиять на выполнение главного пункта “Минска” — прекращение огня и гибели людей. При этом никто не мешает выполнению политической части соглашений. Киеву никто не мешает вести переговоры с республиками (чего он никогда не делал), договариваться о проведении выборов и объединении ДНР-ЛНР с Украиной. Факт признания республик Москвой не является для этого препятствием, а, наоборот, гарантирует безопасность таких переговоров.
Надо признаться, что республики де-факто никогда Украиной бы уже не стали, вне зависимости от их признания или непризнания. Однако, этого стало всего лишь следствием действий руководства Украины. Это государство в течение 8 лет совершало на территории ДНР-ЛНР теракты и военные преступления, а для населения стало открытым врагом.
Косовский прецедент
И еще один факт, который полностью переворачивает позиции, на которых стоят страны, обвиняющие Россию — то, что произошло с Югославией. С прецедентно-дипломатической стороны Россия повторяет ситуацию с признанием Косово. В этом случае была нарушена резолюция Совбеза ООН, гарантировавшая целостность Югославии. На этом основании и шли переговоры между албанцами и сербами. Различие в том, что тогда на переговоры не шли сепаратисты, а на Донбассе — Украина.
Запад оправдывал тогда свои действия тем, что так был прекращен геноцид. Но в ситуации с Донбассом абсолютно та же ситуация — Россия даже не предотвратила, а прекратила восьмилетний геноцид населения республик. И преступными следует считать действия США и их союзников, закрывающих глаза на преступления Украины и даже поддерживавших применение армии против мирного населения.
И если Запад ждал от России полномасштабной войны с Украиной, то произошло совершенно противоположное. Россия принесла в регион, как минимум, перемирие.