«ВИРУСЫ» ПЕРВОГО КАНАЛА: ГДЕ ВЗЯТЬ «ВАКЦИНУ» ОТВЕТСТВЕННОСТИ?

Господин Президент! Я, гражданка России, хочу обратиться к Вам с важными вопросами, которые касаются нашей национальной культуры и духовных ценностей.
Мы отметили замечательный праздник — День Победы, который является олицетворением силы и достоинства нашего народа. Безусловно, такие события являются мощным духовным фактором, который оказывает огромное влияние на культурную атмосферу в обществе. Гордое, трепетное чувство вызывает всенародная акция «Бессмертный полк»! И эту атмосферу надо поддерживать! Но стоило перевернуть страницу календаря, и мы попадаем в другую реальность: люди, которые призваны формировать здоровую духовную среду, часто забывают о значении подлинных культурных ценностей и ради выгоды, сомнительного эффекта разменивают их!
В центре внимания общественности оказался факт: Первый канал российского телевидения отправил на Международный конкурс «Евровидение-21» певицу Манижу Сангин с песней «Русская женщина». Это произошло несмотря на то, что выбор песни, её качество стали объектом острых дискуссий и вызвали сильную волну возмущения со стороны многих россиян. Уже на телешоу 8 марта с громким названием «Национальный отбор» стало очевидно, что для зрительского голосования представлены далеко не лучшие номера. Разве мало у нас хороших песен и талантливых исполнителей, которым нужно открывать дорогу? Можно ли считать национальным отбором комбинацию из трех неизвестно где и кем подобранных песен? И в этой комбинации, больше похожей на коммерчески выгодный продюсерский трюк, выигрыш чудесным образом выпал Маниже Сангин. Несмотря на официальные результаты голосования, в народе песню не приняли, чувствуя подвох. Народ ведь хорошо знает, на чем стоит, что помогает ему сохранить душу, человечность в непростых жизненных условиях. А песня Манижи «Russian woman» — это как плевок в чистый родник! В ней вывернуто наизнанку то, чем дорожат русские люди: национальное достоинство. Русская женщина как мать, жена, хранительница домашнего очага несет в себе это достоинство в любви и терпении. Это важно для людей, которые живут по совести.
Как это ни парадоксально, но сотрудники Первого канала игнорируют тот факт, что сценический номер Манижи не соответствует духу и запросам нашего общества, скорее он нацелен на одобрительную реакцию западной публики, которая жаждет вычурных зрелищ. Россияне противятся фальши! В массовых комментариях к композиции они выражают своё несогласие с тем, что Манижа, будучи уроженкой Таджикистана с российским гражданством, решила изобразить русскую женщину в вызывающе карикатурном виде. В СМИ она объясняет, что в своей песне хотела выразить самоощущение русских женщин, прошедших долгий исторический путь. Но насколько ей ведомо это «самоощущение»? В действительности певица преподносит миру «образец» несуразной рыночной кликуши, одержимой каким-то разнузданным феминизмом, не свойственным русским женщинам.
Критическую реакцию россиян тут же назвали хейтерской атакой. Так удобнее всего: обвинить зрителей в национальной нетерпимости, в консервативной отсталости и заставить замолчать! Но ведь дело не в том, что у Манижи таджикские корни. В России множество артистов разных национальностей, которые пользуются всеобщей любовью и признанием. Доброжелательные российские зрители сердцем чувствуют настоящий талант. Но в выступлении Манижи бросается в глаза не мастерство, а откровенный кураж с негативным подтекстом о том, что русская женщина живет неполноценной жизнью, в которой нет самого главного — веры: «Все по кругу борются, да не молятся…», нет крепкой, здоровой семьи: «…сломанной family не сломать меня», ей приходится отстаивать себя в конфликтном окружении: «Послушайте, правда мы с вами — не стадо», и она это «стадо» презирает: «Вороны, прошу отвалите…». Соответственно выбран и внешний облик: красный рабочий комбинезон, распахнутый на груди, нелепо накрученный на голову цветастый платок, вытаращенные глаза, размашистые движения — такова, по мнению Манижи, русская женщина! Конечно, в обыденной жизни можно встретить всякое. И певица высветила миру то, что неприглядно. Такой взгляд на Россию сегодня особенно востребован на Западе. Поэтому Манижу уже поддерживают западные СМИ. Её песня — своего рода политический транспарант, которым можно размахивать, привлекая внимание. Но это не наша культура! Для нас песня — это отражение души, и мусору в ней не место! В наших песнях русскую женщину воспевают! Разве наш народ одержал бы победу в Великой Отечественной войне, если бы не самоотверженность и несгибаемость русских женщин?! Поэтому о женщинах у нас поют с любовью: «…Ты меня ждёшь и у детской кроватки не спишь и поэтому знаю со мной ничего не случится…». Манижа Сангин, выросшая в России, не усвоила русскую культуру и, по-видимому, не знает таких песен.
«Russian woman» задела за живое прежде всего тех, кто заботится о сохранении русской духовности, — старшее поколение, ветеранов. Чтобы исключить кривотолки, авторитетное агенство «Ветеранские вести» обратилось к опытным специалистам за экспертной оценкой. Доктор психологических наук Виктор Слободчиков и доктор юридических наук Игорь Понкин проанализировали визуальный образ песни, её политический подтекст и пришли к заключению: «Сценический номер Манижи по своему содержанию и направленности крайне оскорбителен для всей социальной группы русских женщин и русского народа в целом, объективно направлен на жестокое оскорбление национальных чувств и унижение человеческого достоинства русских людей по признаку отношения к национальности». К обсуждению важной ситуации присоединились государственные деятели. С резкой критикой песни «Русская женщина» выступила Валентина Матвиенко, которую поддержал Алексей Пушков. Владимир Жириновский высказал свое негодование в Думе: «Что это за песня от имени России?» Он отметил, что такая песня не поднимает авторитет страны. Однако, несмотря на столь внушительную характеристику и государственный резонанс, которые должны были заставить задуматься, делегация Первого канала во главе с Юрием Аксютой вместе с «независимой» певицей прибыла на конкурс в Роттердам.
Почему мнение специалистов и государственных деятелей не имело никакого воздействия? Разве здравая мысль у нас не в почете? Может быть, «Евровидение» для нас закон? Почему Первый канал упорно не понимает, что ради меркантильных целей льет воду на чужую мельницу? Мы уже наступали на такие грабли! Если песня, несущая провокационный заряд, «не наша забота», то, безусловно, кто-то этот заряд использует. Всё начинается с малого. Ведь есть в этой песне «руководство к действию»: «Каждая русская женщина должна знать: ты достаточно сильна, чтобы проломить стену». Ну, чем не клич «человека мира»? Одержимая этим мнимым величием, Манижа взвинчивает атмосферу какой-то экстремистской оголтелостью, чтобы создать эффект эмоционального воздействия. И ей это удается, потому что те, кто не чувствует своих национальных корней, ищут питательную среду на чужой почве. Не случайно так много у нас любителей порассуждать о ксенофобии. Это слово чаще всего звучит от поборников западной толерантности, в анархичности которой губительно растворяется европейская культура. Вот и «Евровидение» с его бородатыми женщинами выродилось в конкурс фриков, и лучше бы в нем не участвовать, чем опускаться до уровня вульгарности. Почему мы заимствуем то, что вредно, разрушительно!? Почему не можем понять, что гораздо важнее самоорганизованность и развитое самосознание!? Не пристижно для страны, что ролик с песней «Russian Woman» крутится по всему миру. К нашему стыду его смотрят миллионы. И европейцы восклицают: «Неожиданно!» Действительно, такого ещё не было: певица из России глумится над своими же…Чего стоит эта ярко-желтая надпись на спине с нелепой транскрипцией: «РАШН WУMAН»! То есть русская женщина — это ни то, ни сё — «недоевропейка»! Трехминутная композиция, как и расчитывала Манижа, «цепляет» европейцев — автору даже премию дали за текст (!) — потому что этот новомодный фрик несет в себе заразный вирус антинациональности и антикультурности, которым нас давно хотят задавить, заглушить, чтобы не было этого ни с чем не сравнимого «русского духа»!
Против чуждого влияния, отравляющего сознание молодых людей, выступили Русская Православная Церковь и Союз православных женщин, которые в числе первых включились в полемику вокруг песни «Русская женщина» и поддержали протестное общественное мнение. Свою критическую позицию выразили многие артисты, музыканты, музыкальные критики, блогеры и просто неравнодушные люди. В частности, за это Леонид Агутин получил порцию нелестных отзывов и попреков со стороны тех, кто поддерживает столь конфликтное «самовыражение» Манижи. Все это говорит о том, насколько назрели в обществе духовные проблемы, которые требуют решения, как важна и необходима борьба за чистоту и бережное отношение к традиционным национальным ценностям и стремление к подлинной культуре.
Проявленная общественная активность — это хороший признак, который говорит о том, что общество хочет быть духовно здоровым! И в то же время это сигнал для руководства Первого канала: не пора ли задуматься над содержанием и качеством того, что предлагается народу и влияет на его умонастроение? Безусловно, трансляция крупных событий придает этому каналу масштабность. Из Первого канала мы узнаем важные новости. И это стоит благодарности! Но если посмотреть многочисленные шоу-программы, то становится очевидно, что в них в последнее время преобладают хайп, бескультурье, погоня за шумихой и дешёвыми эффектами. Политические шоу настолько далеки от насущных жизненных проблем россиян, что вызывают недоумение: для чего тратится впустую так много эфирного времени? Здравый смысл вязнет в бесполезных перепалках. Профессиональный уровень программы «Время покажет» можно оценить одним словом: ДЕМАГОГИЯ! В программах «На самом деле», «Пусть говорят» идет череда скандальных сюжетов. Погоня за сенсацией, «червоточинкой» вытеснила подлинный интерес к человеку. Этот интерес проявляется в малых крупицах. Мутная волна каких-то неприглядных разборок захлестывает зрителей своей негативной насыщенностью! Всё это создает картину деструктивной общественной жизни и оставляет тягостное чувство углубляющейся бездуховности.
«Вечерний Ургант» представляет собой некий коктейль, в котором смешивается всё без разбора: в студию приглашают как подлинных, заслуженных мастеров, так и липовых «звезд» интернета, далеких от искусства. В результате зрителю предлагается сомнительная всеядная ориентация, в которой культурное содержание размыто. Чего стоит явление на программу новомодных псевдомузыкантов, которые раскручивают свою популярность, запуская самодельные видеоролики в социальных сетях. Один из «образцов» такого псевдотворчества – Моргенштерн – развалился перед зрителями на диване и заявил: «Раз я здесь (на Первом канале), значит, я звезда!» А на лбу у этой «звезды» три шестерки – символ дьявола. Исполнительница эротических номеров Maruv заявилась в студию Первого канала полуобнаженной. И это критерий ведущего канала страны!? Не пора ли прекратить использовать западные лекала?
Было время, когда на телевидении работали яркие личности, высокие профессионалы: Владислав Листьев, Александр Любимов, Сергей Бодров, Сергей Доренко. С каким тонким пониманием искусства вели «Кинопанораму» Алексей Каплер, а затем Эльдар Рязанов. Как все любили «Клуб путешественников» Юрия Сенкевича! Элеонора Беляева, Валентина Леонтьева и другие ведущие были эталонами женственности, элегантности и душевной теплоты. Сколько было интересных авторских программ! А теперь всё заполонили шоу!Несколько раз в месяц появляются чудом уцелевшие аналитики — Владимир Познер, Михаил Леонтьев, Алексей Пиманов. Трудно представить на современном телевидении такого интеллигентного, утонченного ведущего, каким был Владимир Молчанов. Показательно, что даже в таком популярном проекте, как «Голос», произошел сдвиг не вверх, а вниз: вместо Александра Градского наставником стал Сергей Шнуров. Чтобы развинченная струя шоу-маразма забила-таки развесистым фонтаном, на Первом канале появилась и Ксения Собчак, привлекая к себе зрителей, воспитанных на «Доме-2». По всей вероятности, «Док-ток» в скором времени превратится в «Дом-3», в котором со всем энтузиазмом начнут месить грязь. Видно, тяга к скандальному пиару выше эстетического вкуса и здорового разума! Вот вам показатели невероятного «качественного роста»! А что же делать нам, зретелям? Мы хотим подлинной культуры! Мы хотим слушать хорошие песни, видеть хороших людей! Нам нужна радость здоровых человеческих отношений и полезного общения. Ведь именно телевидение, как средство массового вещания, должно задавать высокую культурную планку.
Я обратилась в Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций с проблемой культурного содержания Первого канала и в частности по вопросу, связанному с выбором песни «Русская женщина». И получила официальный ответ: «Средства массовой информации в соответствии с Законом Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2124-I «О средствах массовой информации» осуществляют свою деятельность на основе профессиональной самостоятельности. Вмешательство в какой бы то ни было форме со стороны должностных лиц или государственных органов в редакционную и вещательную политику СМИ является нарушением профессиональной самостоятельности, что в соответствии с действующим законодательством недопустимо». Безусловно, гласность и творческая самостоятельность наших СМИ являются важным проявлением общественно-политической свободы. Но почему ничего не говорится об ответственности? Ведь любая свобода прежде всего предполагает ответственность. Если понимание ответственности оказывается притуплено или вовсе игнорируется, то культурные факторы утрачивают свое значение, и мы оказываемся перед фактом: те, кто призваны быть Первыми, не умеют отделять зерна от плевел, не владеют культурой выбора и свободу превращают во вседозволенность. И народ видит это как проявление фальши, безвкусицы и ложных ориентиров. Хорошо, что у нас есть и настоящие образцы, люди это ценят, сравнивают, и общественное мнение становится фактором оздоровления.

Галина Золотовская, культуролог,
Нижний Новгород.

17a48787a49ab9350a5bf1b7d7a296bc.jpg

12.05.2021

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *