Проблемы сельского населения

Открытое письмо
Президенту России Владимиру Путину, Председателю Правительства РФ Михаилу Мишустину, Министру просвещения РФ Сергею Кравцову.
Уважаемые господа!
Очень не хочется расставаться с иллюзиями, что когда-то мы будем жить в успешной стране, но пока просвета нет. Несмотря на, казалось бы, социально прогрессивные реформы, реализуемые национальные проекты, народу от них теплее не становится. Для начала представлюсь: гражданин России, пенсионер, постоянно проживающий в сельской местности, образование высшее (педагогическое, юридическое), опыт работы в системе образования 38 лет.
Почему письмо открытое? Сколько бы ни обращалась по конкретным вопросам в различные инстанции (районную, краевую администрации, в надзорные органы, губернатору края, Президенту страны), получала только отписки, конкретно проблемы не решались. Единственно, чего добивалась, так это улучшение статистики: «Получено обращений… – дано ответов…». Один пример для наглядности, после длительной переписки по вопросам сбора и переработки твердых коммунальных отходов с заинтересованными организациями и, не получив вразумительных ответов, дважды обращалась в районную прокуратуру, та же стандартная отписка, «… С материалами проверки вы можете ознакомиться в районной прокуратуре… В случае несогласия можете обратиться в суд…» Поэтому и обращаюсь сразу ко всем, кому интересно истинное положение дел, в том числе и ко всем гражданам нашей большой страны. Никогда не надо разочаровываться и падать духом, надо всегда обозначать с чем не согласен и находить пути решения, вплоть до обращения в суд. Но и тут вы не найдете справедливого решения, обращались по поводу нарушения процедуры закрытия школы, администрация приняла решение без проведения схода, но никто это во внимание не принял. С экрана телевизора постоянно слышим «незрелое гражданское общество», но что у нас незрелое, так это администрации различного уровня. Принимаются решения непродуманные, неподготовленные, декларативные, как они отзовутся на простом народе, никого не волнует.
Меня, как и многих моих односельчан, беспокоит устройство жизни на селе. Это головная боль правительства, расходов много – отдача мала. Но без этих вложений не будет России. У нас огромные территории, и чтобы они оставались нашими, надо сделать все, чтобы люди продолжали жить на земле. Для этого надо создавать условия и уметь слышать людей. Пока же это небывалая роскошь. Одним гребнем хотят причесать и город и деревню, но так не получится. Реализуемые нац. Проекты тяжелым катком прошлись по нашим просторам, разрушая то немногое, что сумели нажить в «застойные» времена. Отняв у селян доступность на медицинское обслуживание, образование, семейные ценности, государство под благими лозунгами строит специализированные центры, школы-гиганты абсолютно удаленные и недоступные для народа. Одна районная больница со старым оборудованием, конечно, не соответствует современным стандартам, она не может качественно помочь нуждающимся, а люди умирают, не доезжая до соответствующих центров, кто в дороге, кто дома, не имея возможности выехать на консультацию или лечение из-за отсутствия средств на проезд.
Уничтожив сельскую малокомплектную школу, государство поставило под удар русские семейные ценности, когда младшие растут возле старших, мужают, приобретают опыт жизни на земле, навыки самообслуживания, учатся любить свой дом, школу, родной край. А сегодня ученик встает в 6 — 7 часов, иногда без завтрака бежит на автобус, первый рейс ребят прибывает на час — полтора раньше занятий, т. к. автобусу нужно собрать обучающихся из других деревень и успеть к началу уроков. После занятий такая же картина, дети слоняются по коридорам или бродят по улицам села, ожидая своего рейса – домой приезжают поздно, уставшие, не способные ни к выполнению домашних заданий, ни к общению с родителями, ни к исполнению своих обязанностей по дому. Так с детства они привыкают к пустой трате времени, практически не видят родителей (те перегружены работой или спиваются от безысходности), с учебой тоже не все складывается успешно. Жизнь в постоянном стрессе несет усталость, раздражение, агрессию. А потом задаются вопросы «Откуда такая жестокость?» Привыкнув к кочевой жизни, дети перестают ценить все окружающее. Из-за ненужной бумажной перегруженности учителя не успевают посмотреть каждому в глаза, увидеть страх или боль, тревогу, сомнение, равнодушие. Можно ли винить в этом одну центральную переполненную школу, которой приходится работать в две смены, выматывая педагогов и детей? Конечно, нет! В угоду государственной политике, чтоб уложиться в выделяемое бюджетное финансирование, местные власти закрыли практически все «неэффективные» образовательные, медицинские учреждения, хотя ни один сход граждан не дал согласие на ликвидацию школ. Действующая редакция закона «Об образовании» позволяет игнорировать мнение народа, лишь бы была соблюдена процедура. И после этого говорить о «незрелости гражданского общества», по крайней мере, аморально. Здесь можно выделить только исконно русские черты, что помогают выживать: терпеливость, вера в светлое будущее, всепрощение. Но каждой вере когда-то приходит конец. Если «народ безмолвствует», это не значит, что к нему можно относиться как к людям второго сорта, а это явно прослеживается как на местах, так и вверх по иерархической лестнице. Да, президентские социальные предложения несут некое облегчение для ряда семей, но это такой мизер, что может позволить себе государство. Из уст Президента все звучит красиво и обнадеживающе, но, когда идея проходит «рабочую» обработку, от благой идеи остается пшик. Например, увеличенное пособие на детей. Ура! Но когда родитель обращается в соответствующие органы, специалист раскрывает «рекомендации» и отказывает, то «поторопился родиться, то пока нет разъяснений или финансирования». И так во всем! А все дутые отчеты о внедрении цифровых технологий практически во все области жизни, которые призваны упростить жизнь россиян! Открытые МФЦ, оборудованные устаревшей техникой, с огромным функционалом, приняли на себя наплыв посетителей. В нашем райцентре так: постоянно зависающий компьютер не позволяет быстро обслужить клиентов, люди могут дожидаться по полдня, чтобы решить свои проблемы. Условия не созданы ни для работников, ни для посетителей (одна тесная комната). Специалисты предлагают предварительную запись в удобное время, но оказывается невозможно записаться через интернет, нужно прийти в МФЦ, чтобы записали в какой-то древний журнал, а потом вновь прийти уже в назначенное время. Идиотизм чистой воды!
Впечатление такое, что на село смотрят как на помойку, сюда можно отправить все старье: технику, ржавые мусорные контейнеры, закрыть школы, медпункты, ликвидировать общественное транспортное сообщение. Это все неэффективные вложения. А ничего, что еще не все сбежали в город и кто-то продолжает обрабатывать землю, выращивать скот, да просто охранять, обустраивать наши обширные территории!
Можно ли обустроить сельскую глубинку? И можно, и нужно! Если б правительство действительно думало о народе и развитии России, вероятно, давно бы выдало задание на проектирование новых комплексов соцкультцентров для малых населенных пунктов (школа-сад, медпункт, досуговое учреждение), на подготовку специалистов по новым стандартам, разработку специальных программ и интернет-ресурсов. Цифровые технологии действительно должны быть реальностью, а не профанацией. Пака же пресловутая интернет связь не является доступной для каждой деревни. Лозунг «Скоростной интернет в каждую школу!» реализуется быстро — зачем 20 школ, дешевле оборудовать одну. Да, дешевле, но это только на первый взгляд. Центральные школы, с полным комплектом оборудования и современными технологиями, важны и нужны для выполнения сложных практических, лабораторных работ, для углубленной работы с одаренными детьми, расширения сферы общения и адаптации в социуме учащихся малокомплектных школ. Для этого не надо ежедневно жечь бензин и «гробить» автобусы на проселочных дорогах, достаточно по специальному плану — графику привезти детей 1 – 2 раза в неделю. Ценнее и продуктивнее будет, если дети вырастут возле своих родителей, которые смогут помочь определиться им с дальнейшим выбором профессии, занятием, передадут уважение к труду и людям труда.
Что экономнее для государства: организация дистанционного обучения по месту жительства или ежедневный подвоз в переполненную школу по бездорожью, а потом организация лечения хронических болезней физической и нравственной направленности? При всех рапортах, что в России победили цифровые технологии, думается, внести коррективы в процесс образования будет не так сложно.
Вы, вероятно, захотите напомнить нам сказку «О рыбаке и рыбке» А. Пушкина, где старуха осталась при своем корыте, потому что многого хотела, а в ответ хочется вспомнить другую байку «О двух лягушках», попавших в кринку со сметаной, одна погибла, потому что сдалась, другая выжила, превратив сметану в масло.
Обращаюсь ко всем неравнодушным людям, аппаратным работникам, министрам и депутатам, в вашей власти переломить ситуацию и спасти русскую деревню, русский народ, единую Россию.
С уважением Е. Уточкина Пермский край

02.03.2020

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *