Доброволия — как система массового воспитания школьников

Уважаемый , Владимир Владимирович!

Так хочется, порой, последовать Пилату или Черномору и, умыв руки, посмотреть со стороны:
«… кому сей меч принадлежит».
Но ,видимо, мою натуру мистика и прагматика , даже бичуя,не так просто вогнать в шкуру стороннего наблюдателя.
Если бы это было по-другому , то ещё в далекие 70-е,будучи молоденькой пионервожатой, я бы так отчаянно, с риском быть уволенной с работы ( что и произошло) , не воспротивилась решению Комсомольского Комитета об исключении из Комсомола известного сегодня в России человека из списка Forbes и позволила ,тем самым,изувечить его судьбу ,и не создала бы в 1993 году первую на постсоветском пространстве детскую добровольческую организацию,5 -летний опыт работы которой, вылился в Программную статью о необходимости дальнейшего развития идеи добровольчества ,как основы воспитания детей и молодежи в новых исторических условиях, подготавливая их морально и физически к угрозам и вызовам Третьего тысячелетия.
Статья была опубликована в журнале » Народное образование » (1998, №10).

Владимир Владимирович,
Добровольчество на постсоветском пространстве РФ отмечает в декабре этого года не только первую годовщину учреждения своего Праздника ,но и по удивительному совпадению и 25 — летие своего зарождения, и 20-летие курса на утверждение в общественном сознании наряду с религиозной идеей, идеи — светской , приемлемой для всех слоев населения.
Хотя и религиозная мистика имела здесь место быть!
И связана она с именем Святителя Алексия Митрополита Московскогои всея Руси .А, также, с именем известного искусствоведа и преподавателя Богословского университета Лилией Ратнер и группой изумленных европейских богословов, оказавшихся свидетелями необъяснимого явления , случившегося в зале Древнерусского искусства Третьяковской галлереи в 1997 году

Владимир Владимирович,

являясь на деле, тем самым человеком ,кто стоял у истоков российского добровольчества, еще тогда , когда эта идея воспринималась обществом , как красно-коричневая и публичное газетное ерничанье :» То ли- воля,то ли — неволя», запугивало обывателей, призывая прятать детей от дурного влияния «опорочившей себя идеологии патриотизма»,я с большой тревогой наблюдаю за тем, как сегодня осуществляется подмена системной воспитательной работы с молодежью организацией помпезных мероприятий с сомнительным КПД , вместо построения системного государственного института воспитания и эффективного прозрачного лифта для молодежи тратятся безумные средства на тусовочный характер бесконечных лидерских посиделок , красочных Акций на злобу дня, конкурсов Проектов и вариативных Программ , где резвятся несколько сотен , может быть тысяч «лидеров «.
А чем занята и ,как ,и с кем самооргазуется миллионная масса детей и подростков , похоже, мало кому интересно.

Владимир Владимирович!

20-век дал Миру два величайших открытия в сфере воспитания детей.
Это открытие внутреннего образа — в психологии и метод массового самовоспитания подростков в длительной воспитывающей игре- в педагогике.Оба эти открытия были успешно реализованы в движении скаутов и пионерском движении.
Поведение, личность и достижения, согласно открытию в психологии, закономерно связаны с внутренним образом, созданным самой личностью, т.е. вырастая, мы становимся такими, какими себя мыслим и видим внутренним взором.

Дети-скауты мыслили и видели себя разведчиками, следопытами,»рыцарями без страха и упрека».
Дети-пионеры мыслили и видели себя первооткрывателями, первопроходчиками, «Всадниками, скачущими впереди»,авангардом строителей коммунизма.

А кем мыслят и видят себя , современные члены великого множества детских организаций»БЛИК»,»ШАГ»,»КРУГ», «МОЛОКО», и др., формально закольцованных в Движение Школьников?
Ответа нет.

Во всех странах Мира скаутское движение на первых порах было принято под покровительство выдающихся деятелей. вошедших в Центральные Комитеты патронажа. В США на первых билетах скаутов значились подписи 3-х президентов, Рузвельта,Тавта,Вильсона, входящих в Высший Комитет Организации.
Пионерия, находящаяся под патронатом КПСС не только адаптировала к задачам страны Советов опыт скаутинга,но и расширила его, присваивая своим организациям , дружинам и отрядам имена выдающихся личностей, как образец для подражания в формировании ребенком собственного внутреннего образа.

К сожалению постсоветской педагогической практикой России непростительно долго игнорируются открытия и практический опыт 20 века.
Ведь Проект такой организации с учетом этих открытий, должен был быть представлен обществу еще вчера , но , увы,даже сегодня он все еще не значится даже в планах!
Возможно, я ошибаюсь,но создание принципиально новой детско-юношеской организации зонтичного типа ,аккомулирующей в себе лучшие достижения «скаутинга» и пионерской методики необходимо сегодня рассматривать , как особую педагогическую и политическую задачу.
Тем более, что такой, уже апробированный Проект, получивший высокую оценку российских ученых существует еще с начала 90-х годов. Имя ему — Общественная организация детей и молодежи «Доброволия».
Можно только сожалеть, что в силу объективных обстоятельств Проект до сего дня остался невостребованным в масштабах страны ,несмотря на его высокую оценку известными российскими учеными -педагогами.
Дело в том , что Проект » Добрая воля»,осуществляемый на базе детской организации «Доброволия» и давший уже к 1998 году первые отличные результаты, стал помехой на пути продвижения другого молодежного проекта -«Новая цивилизация » от НКО » Открытая Россия «, курируемого Михаилом Ходорковским, владельцем нефтяной кампании «Юкос».
В то время , все что было связано с этим именем и этой кампанией оказывало огромное влияние на политическую жизнь нефтеносного ХМАО. И потому Проект «Добрая воля»,являвшийся по сути мировоззренческим контрагентом «Новой цивилизации» встретил ожесточенное сопротивление многих заинтересованных лиц, обладавших властными полномочиями.
Под давлением административного ресурса реализация Проекта была остановлена.А автор , отказавшийся от сотрудничества в «Новой цивилизации » и выразивший открытый протест оболванивающим сознание детей цивилизационным методикам , плоды которых проявили себя
в 2014 в братской стране Украине — уволен.

И , хотя в последующее десятилетие многие элементы Проекта , войдя в диссертации молодых ученых растиражированы и приносят сегодня определенные результаты -это еще не прорыв в овладении умами молодежи,нуждающейся в смыслах.
А Проект «Добрая воля » , обращенный к юному сознанию , как раз и призван к решению именно этой задачи.
И, в этом, на мой взгляд, одна из причин его, затянувшейся невостребованности в полном объеме..
К тому же , создание Всероссийской организации детско-юношеской организации на основе такого Проекта неудобно тем , кто сегодня рулит молодежью, еще и потому, что потребует от них огромных интеллектуальных и трудовых усилий, большой самоотдачи и колоссальной ответственности за каждого ребенка в стране.
Ведь осуществление этой задачи предполагает :
— системный подход к воспитанию вместо разовых мероприятий разной направленности ,
— формирование мировоззренческих убеждений и становление гражданственности вместо квасного патриотизма,
— развивитие планетарного мышления вместо местечкового интереса,
— усвоение детьми навыков дисциплины ,
— Принятие детьми представлений об иерахиии ,
— вырабатке в каждом члене организации навыков руководства и подчинения , которым ребенок не может научиться умозрительно ,не ощутив на себе полноту ответственности .

Между тем, наблюдаемое сегодня громкое , взахлеб , под фото и видеокамерами тщеславное использование всуе, на потребу дня,вырванных из мировоззренческого контента ДОБРОЙ ВОЛИ его отдельных элементов , способно не только их девальвировать ,к чему и продвигается дело в России , но и в опасных руках нанести непоправимый урон еще неокрепшему юному сознанию.

Как это случилось на Украине, где значительно более расторопные, чем российские ,их украинские коллеги по молодежной политике , как оказалось ,не зря поджидали автора Проекта на международных встречах .
И, можно только сожалеть,что они оказались оперативнее в понимании того, что массовое сознание воспитуемо и что, то что «государство сильно сознательностью масс » -это не просто яркий афоризм классика революционной теории , а практическое руководство к действию.

Заимствовав мощные словесные коды основных моральных постулатов «Доброволии» бесчестные люди извратили их , почти также , как теорию Ницше о сверхвозможностях человека изуродовали в прошлом нацисты Германии.
И Моральный императив » Доброволии»: «Достоинство и Честь» стал набатом Майдана в
Киеве. А добробаты стали палачами страны.

Слово может стать — словом для молитвы , но оно же может стать орудием для изуверства!
В зависимости от того ,кто его пользует…

Очень надеюсь,что слово-понятие Доброволец,не обесценится в России под звуки фанфар и победных реляций чиновничьего люда,а все более будет наполняться смыслами негромкого и безвозмездного служения Добру миллионов любщих свою Землю российских детей , для которых и создавался этот Проект 25 лет назад…

Я — не утверждаю , что Проект идеален,но он может стать точкой опоры для прорыва в воспитательной работе с самым уязвимым детским возрастом — школьным…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *